Мошенники спрашивают конфиденциальные данные вашей карты: коды для подтверждения платёжных операций, CVC/CVV - три цифры с обратной стороны банковской карты, логины и пароли, код-пароль из смс к личному кабинету на сайте банка или в мобильном приложении. В иных случаях сообщают, что Банк заблокировал счёт, начислил штрафы за кредит или по карте проведена подозрительная операция.
Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли, а номер карты и срок её действия знает из системы обслуживания клиентов.
Иногда потребители сообщают, что по телефону звонившие представлялись и сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры, их или запугивали уголовным делом или сообщали о попавшем в беду родственнике. Мошенники могут нагнетать ситуацию, заставить действовать необдуманно, поспешно. В таком состоянии человек может поделиться с преступниками конфиденциальной информацией или перевести деньги на счёт обманщиков.
Мошенники всегда торопят, чтобы не дать жертве времени обдумать ситуацию. Чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. В ходе звонка предостерегают от самостоятельных попыток решения проблемы.
Необходимо насторожиться, если во время разговора сообщают, что вам пришла ссылка в смс, и настойчиво уговаривают её открыть, открытие смс позволяет под видом антивируса или другой программы установить вредоносную программу, что позволит мошенникам получить доступ к вашему смартфону и похитить данные или деньги, воспользовавшись мобильным банком, или подписать на платные рассылки.
В некоторых случаях, мошенники звонят с неизвестного номера и сбрасывают звонок, чтобы вынудить жертву перезвонить на этот номер. Хитрость в том, что обратный звонок на подозрительный номер будет платным. Иногда мошенники оставляют сообщение в голосовой почте — это повышает шанс, что вы решите перезвонить.
Вопросы, связанные с мошенничеством, рассматриваются органами внутренних дел, поэтому, если гражданин, не смотря на все предостережения, стал жертвой мошенничества, то необходимо обращаться в органы полиции.
Практические советы:
- Не паникуйте, возьмите паузу, скажите «я вам перезвоню» и завершите разговор.
- Ни под каким предлогом не называйте личные данные, реквизиты карты: CVC/CVV код на обратной стороне карты, коды из смс и ПИН-коды.
- Всегда набирайте официальный номер банка. Он указан на официальном сайте. Расскажите оператору о возникшей проблеме, Вам дадут совет как действовать.
- Не переводите деньги на счета незнакомых вам людей.
- Установите программу, которая проверяет звонки и может блокировать спам-вызовы.